Вход в магазин

расшифровка ВИН

НАШИ НОВОСТИ

Оригинальные автозапчасти и неоригинальные - что лучше?

Оригинальные запчасти

Есть ли смысл покупать для своей машины исключительно оригинальные запчасти?

Почти всех автовладельцев, самостоятельно выбирающих запчасти для автомобиля, можно разделить на два лагеря. Одни считают, что надежна только оригинальная запчасть, то есть автозапчасть с клеймом завода - изготовителя автомобилей, а ее повышенная цена - следствие особого контроля и отработанных технологий. Другие считают, что главное в выборе запчастей- известное имя производителя, а высокая стоимость оригинальной запчасти, просто плата за логотип.

Четыре группы автозапчастей

Автомобильные запчасти, по происхождению, можно условно разделить на четыре группы:
Оригинальные запчасти. Понятно, что для автомобильного завода, являющегося, по сути, только сборщиком машин, самостоятельное производство автозапчастей, как правило, не имеет смысла. Поэтому при разработке новой модели, автомобильный концерн заказывает автозапчасти на стороне. Среди возможных поставщиков устраивается конкурс, а сам автозавод выдвигает ряд жестких требований по срокам поставки, ритмичности и качеству. Причем требования к качеству и характеристикам оригинальных запасных частей могут превышать базовые требования отраслевых стандартов. В результате предприятию, выигравшему тендер, выдается техзадание, в котором указаны основные параметры, на основании которых поставщик конструирует запчасти, изготавливает и отправляет часть из них - на сборочный конвейер, часть - на склады дилерских автосервисов, предварительно упаковав эти детали в коробки со значком автоконцерна. Изготовителей одной и той же оригинальной запчасти может быть несколько (например, на Mercedes ставят фары фирм Hella и Bosch), они могут меняться, а по закону автосборщик обязан обеспечивать рынок оригинальной запчастью, в течение десяти лет с момента окончания выпуска модели.
Запчасти от заводских поставщиков. Как правило, изготовители оригинальной запчасти поставляют свою продукцию не только автоконцернам, но и в магазины и неавторизованные сервисы. Естественно, в этом случае продаются оригинальные запчасти только с логотипом выпустившего их завода.
Запчасти от сторонних производителей - неоригинальные запчастиЭто запчасти от производителей, не имеющих договоренностей со сборщиками автомобилей. Обычно фирма, производящая запчасти, покупает деталь или узел, разбирает и по их образцу конструирует собственную автозапчасть. Такая запчасть перед выпуском в продажу обязательно должна быть сертифицирована и не всегда является точной копией оригинальной запчасти, может содержать собственные секреты и ноу-хау фирмы-изготовителя. Характерный пример - отдельно изготовленные шаровые опоры для машин, в которых, по замыслу автопроизводителей, опора меняется только в сборе с рычагом.
Запчасти от упаковщиков. Подавляющее большинство неоригинальных запчастей, выпущенных производителями с мировыми именами, продаются со штампом и в упаковке других, не менее известных фирм. Понять финансовые выгоды этого, довольно сложно, еще сложнее узнать объемы закупок и имена истинных производителей. Например, изготовитель фильтров может продавать собственную фильтровальную бумагу своим конкурентам, все мировое изобилие разноименных приводных ремней на самом деле выпускается пятью заводами.
Оригинальные запчасти - за и против

Получается, что для людей, не желающих морочить себе голову всякими тонкостями, лучший вариант - покупка оригинальных запчастей. Однако, такой подход едва ли правилен всегда: разница в ценах на одну и ту же железку между оригинальной автозапчастью и неоригинальными запасными частями превышает иногда десятикратный размер. И тут надо знать, что же может получить покупатель за свои деньги, и чем, с точки зрения надежности и долговечности, отличаются друг от друга оригинальные запчасти и неоригинал (афтемаркет).

В представительствах автозаводов высокую цену на оригинальную запчасть объясняют рыночными отношениями: продажную стоимость определяет местный маркетинговый отдел, исходя из ситуации на рынке. (Кстати, прайс-листы представительств компании в разных странах могут сильно отличаются друг от друга, отчего дилеры с удовольствием завозят в Россию оригинальные запчасти, легально купленные где-нибудь за границей. В этом случае более дешевая цена не будет означать подделку.) А вот выражение «плата за логотип» вызвало у сотрудников представительств явный протест. По их словам, во-первых, ставя на оригинальные запчасти свой значок, автоконцерн берет на себя гарантийные обязательства и несет всю ответственность за качество запчасти. Во-вторых, каждый автозавод имеет специальное подразделение, занимающееся контролем качества оригинальных автозапчастей. Контроль не стопроцентный, но в случае обнаружения брака обычно отбраковывается вся партия запчастей. И здесь, по мнению работников, уместнее говорить не о «плате за логотип», а о «плате за гарантию качества» для оригинальных запчастей.

Из-за прозрачной системы сбыта подделок под оригинальные запчасти немного, а появление в магазинах загадочных деталей с затертым логотипом автозавода, скорее всего - нарушение договоренности между производителем автомобилей и производителем запчастей.

По понятным соображениям, прямого ответа на вопрос, может ли быть такое, чтобы поставщик отправлял на конвейер автозапчасти одного качества, а на афтемаркет - другого, получить невозможно. Тем не менее, бывали случаи, когда в ходе проверки выяснялось, что оригинальные запчасти, идущие на завод, были лучшего качества, чем те, которые предназначались для магазинов. Т.е. при изготовлении оригинальных запасных частей использовался другой технологический процесс.

По мнению представителей крупнейших поставщиков автозапчастей - GKN, Febi Bilstain и ZF (торговые марки Sachs, Boge, и Lemforder), покупка оригинальной автозапчасти экономически нецелесообразна. По их словам, нет никакой разницы между запасными частями, поставляющимися на конвейер и на афтемаркет (неоригинальными автозапчастями). Все производится по единому технологическому процессу, подчинено стандарту предприятия и проходит одинаковый контроль, причем независимо от того, в каких странах расположены заводы концернов. «Двигатели Audi собираются в Венгрии, но это не мешает называть качество сборки немецким. Поэтому нет смысла делить амортизаторы Bilstain на «немецкий» и «румынский» - подчеркнули в офисе Febi. Точно так же нет разницы (кроме цены, зависящей от продавцов) между ШРУСами Spidan, Lobro и GKN - все это торговые марки одного концерна, в упаковках - абсолютно идентичные изделия со штампом GKN.

Случаи преждевременного износа неоригинальных автозапчастей производители списывают на нарушения технологий ремонта и большое количество подделок, в основном китайского производства, попадающих в нашу страну, как ни странно, через Прибалтику.

Сайлент-блоки в России привыкли забивать молотком, а шток амортизатора зажимать газовым ключем. Кроме того, нельзя рассчитывать на большой срок службы одной замененной запчасти, при общем износе агрегата в целом. Если же ремонт производился на специализированном сервисе, то на установленные автозапчасти предоставляется гарантия. Гарантию дают все производители, и, если будет установлено, что поломка части автомобиля произошла по вине бракованной запасной части, то ее изготовитель обязан отремонтировать весь агрегат. Срок гарантии на оригинальные запчасти устанавливается дилером.

Случаи со стертым логотипом автозавода изготовители запчастей объясняют тем, что иногда разместить в конце технологической цепочки штамп со значком просто невозможно. (Например, на резину сайлентблока рисунок можно нанести только до процесса вулканизации.) И в этом случае, затертые значки автомобильных фирм лишний раз доказывают то, что часть запасных частей этой партии поставляется на сборочные конвейеры.

По словам одного из руководителей органа по сертификации НАМИ-ФОНД Юрия Мосина, считать запасные части «от упаковщика» вторым сортом совершенно неправильно: «Вы видели каталог Lemforder? Неужели вы думаете, что весь ассортимент запчастей изготовлен на заводах этой фирмы? Выбирая запасные части, мы думаем, что выбираем изготовителя, хотя на самом деле выбираем торговую марку. Запчасть, выпущенная на одном и том же станке, может продаваться под самыми разными логотипами и иметь разную стоимость». В принципе, автозапчасти, поступающие на конвейеры и афтемаркет от известных производителей, одинаковы. Исключение - случай, когда автосборщик отказывается, по причине упавшего качества, от своего поставщика.

В этой ситуации поставщик запасных частей свое производство не останавливает, а перебрасывает свою, достаточно кондиционную, но не удовлетворяющую требованиям автоконцерна, продукцию, на афтемаркет. Одно и то же предприятие может выпускать автозапчасти разного качества, если изначально они предназначены для разных рынков. Например, широко известные глушители Walker, позиционируемые производителем как «сменные» и известные только в узком кругу глушители Gillet, поставляемые исключительно на конвейеры. Делаются они на одном заводе, но в разных цехах. Т.е. если нужно сохранить первоначальные свойства машины и при этом не переплачивать за оригинальную автозапчасть, необходимо устанавливать автозапчасти сегодняшних поставщиков автозавода.

Однако, сделать это непросто. Во-первых, взаимоотношения между автоконцернами и изготовителями запасных частей не афишируются. Во-вторых, сами автозаводы могут ограничивать поставки запчастей на афтемаркет. Такое происходит всегда, если автозавод участвует собственными деньгами в разработке нового узла. Ограничения могут быть оговорены и при размещении на предприятии заказа на оригинальные автозапчасти.

Конечно, заставить владельца машины покупать только оригинальную запчасть автопроизводители не способны, однако дилерские автосервисы неоригинальную запчасть не ставят, даже если автозапчасть от конвейерного поставщика. А чтобы не было соблазна покупать неоригинальные запчасти и ремонтироваться на стороне, желающим сэкономить грозят немедленным снятием нового автомобиля с гарантии. На самом деле, установка, например, неоригинальных тормозных колодок может повлечь отказ от гарантийного ремонта только в том случае, если будет доказано, что поломка какого-либо агрегата произошла по вине этих самых колодок. Тем не менее, на новые модели автомобилей неоригинальные запчасти спросом не пользуется, соответственно, и выпускать их невыгодно.